• Доллар 2.0506
  • Евро 2.2583
  • Рос. рубль 3.1996

Нужна реклама в регионе?                         Подать заявку  

К вопросу о том, кто покоится в братской могиле у деревни Волька Ивацевичского района

21:59 10 января 2019
Близится новая юбилейная дата освобождения Беларуси от нацистской нечисти. И я вновь хочу обратиться к проблематике дублирования имен на могилах, теперь в Брестской области. Расследование поисковика-исследователя Дмитрия Бриштена.

Эта братская могила находиться в Ивацевичском р-не, 1км. севернее д. Волька на территории части, которая обслуживает 174 уч. полигон ВВС и ПВО «Доманово». Все лето 2003г. на этом полигоне в составе сводного батальона мне довелось принимать активное участие в подготовке к учениям «Чистое Небо-2003».  Итак, начинаем наше маленькое расследование.

Статью пишу в канун 15-ти летнего юбилея своего «ДМБ» (10 января 2004 года я был демобилизован из рядов ВС РБ): постараюсь разобраться, кто реально похоронен в братской могиле № 250 на территории в/ч 42276.

SkodaSkoda

Часть 1. Подвиг Дмитрия Чуева и его боевых товарищей.

А началось все с подвига артиллеристов 58 иптап 5 Отдельной истребительной противотанковой бригады находящейся в подчинении командования 2 Белорусского фронта. В газете Гродненская Правда от 22.02.1994 появилась статья ветерана войны И. Борисова «Прозвішча на абеліску» о подвиге воина-артиллериста Дмитрия Чуева. Привожу ее тут с сокращениями на белорусском языке.

«Прозвішча на абеліску»

«Многія дзесяцігоддзі значылася у ліку безыменных герояў прозвішча  сяржанта артылерыста Д. Чуева, які загінуў 13 ліпеня 1944 года ў баях з фашыстамі непадалёку населеных пунктаў Прыступічы і Сікорыца Гродзенскага раёна. Толькі напярэдадні 45-й гадавіны Перамогі імя Д. Чуева было ўстаноўлена і занесена на помнік-абеліск, што знаходзіцца ў г. Скідалі.

Дзмітрый Фёдаравіч Чуеў нарадзіўся ў в. Асколава Слаўгарадскага раёна Алтайскага краю ў 1919 годзе. Ваяваць яму давялося з першых дзён вайны. Зведаў горыч страт і адступлення, прымаў удзел у абароне Сталінграда. У сорак другім атрымаў раненне, аднак пасля выздараўлення зноў вярнуўся ў строй і ў складзе свайго знішчальнага супрацьтанкавага артылерыйскага батальёна дайшоў да гродзенскай зямлі. Геройскі праявіў сябе ў баях і Дзмітрый Чуеў, аб чым сведчаць архіўныя дакументы: “5 ліпеня 1944 г. ў баі пад в. Магуліца Мінскай вобласці, адбіваючы атаку праціўніка, сяржант Д. Чуеў агнём з пушкі знішчыў варожы кулямёт, каля 20 салдат і афіцэраў, астатніх вымусіў адступіць”…

13 ліпеня ў баі пад вёскай Прыступічы Скідальскага раёна на працягу 12 гадзін адбіваў атакі немцаў і знішчыў два кулямёты і каля сарака салдат і афіцэраў праціўніка. У гэтым баі ён сам паў смерцю храбрых. Дастойны ўзнагароджвання ордэнам Айчыннай вайны другой ступені. Такую характарыстыку даў Д. Чуеву камандзір палка палкоўнік Парамонаў.

… Пад вечар 12 ліпеня 58-ы знішчальны супрацьтанкавы артылерыйскі полк пасля працяглых наступальных баёў спыніўся на ўскрайку лесу паміж населенымі пунктамі Прыступічы — Пясчанка — Сікорыца… Непрыяцель паявіўся толькі на досвітку. I адразу ранішнюю цішыню парушылі густыя аўтаматныя чэргі. Немцы, падагрэтыя спіртным, патронаў не шкадавалі і ашалела перлі на пазіцыі артылерыстаў. I вось паступіла каманда «Агонь!». Адна за другой дружна загаварылі пушкі. Вораг яўна не чакаў такога адпору і на нейкі момант разгубіўся. Апамятаўшыся, гітлераўцы зноў рынуліся ў атаку. У іх была адна мэта: цаной любых ахвяр прарвацца на захад, да сваіх. І вось ужо яны змялі артылерыйскія разлікі, якія размясціліся па левы бок дарогі. Цяпер увесь накал бою перамясціўся на пазіцыі батарэі, што размясціліся з правага боку. Перавага ў сіле была на баку ворага. Усе, хто застаўся ў жывых, узяліся за аўтаматы і іх агнём пачалі паліваць ворага. Аднак і героі-артылерысты, скошаныя кулямі, адзін за другім падалі на зямлю. Дзмітрый Чуеў застаўся адзін. Да яго адразу кінуліся варожыя салдаты. Адважны камандзір не разгубіўся. Адкінуўшы ў бок аўтамат, у якім скончыліся патроны, ён пусціў у ход гранаты. Яшчэ з дзесятак гітлераўцаў было знішчана. Але і Чуеў загінуў…

Адважны алтайскі хлопец Дзмітрый Чуеў здзейсніў свой подзвіг на гродзенскай зямлі, за многія тысячы кіламетраў ад сваіх родных мясцін. Наш абавязак — заўсёды помніць аб ім.

І. Барысаў, ветэран вайны. Гродзенскі раён”.

После начала работы сайта ОБД Мемориал, а также других проектов как  Подвиг Народа и Память Народа, интерес к такого рода публикациям у меня возрос. Ведь можно вбить Ф.И.О. воина в поисковый запрос и получить очень много интересных данных. И вот вбиваю я имя нашего героя Дмитрия Чуева в ОБД и получаю такой результат. Оказывается, помимо братской могилы г. Скидель, Гродненской области имя Дмитрия Чуева давно фигурирует в паспорте воинского захоронения д. Волька, Ивацевичского р-на, причем дата смерти на могиле сержанта Чуева Д.Ф., 1919 г.р.- 5 июля 1944. Данных на другого Дмитрия Федоровича Чуева, 1919 г.р. погибшего в июле 1944 выявить в ОБД не удалось. Как же так произошло? В газете читаем: «Геройски проявил себя в этих боях и Дмитрий Чуев… 5 июля 1944 года в бою под д. Могулица Минской обл. отбивая атаку противника, сержант Д. Чуев огнем из пушки уничтожил вражеский пулемет, около 20 солдат и офицеров, остальных вынудил отступить»…  Ищу деревню Могулицу в Минской области и не нахожу. Нет ее. Дата 5 июля 1944 намекает мне на ликвидацию «котла» под Минском, а название деревни созвучно с двумя населенными пунктами, но один из них в Ивацевичском районе – это деревня Могилицы, а второй д. Мачулищи, Минского р-на.

Читаю выписка из журнала боевых действий 5 оиптабр РГК за июнь-июль 1944 г. (на скане выше): 5 июля 1944г. В 18-00 бригада продолжает марш по маршруту: Лысая Гора, Смиловичи, Синело, Дергай с задачей сосредоточиться в лесу с-з Дергай 2000м. В ночь на 5 июля штаб бригады в р-не Синело переправился через р. Свислочь и в 2.00 прибыл в Мачулище… К 10-00 58 ИПТАП занял оборону вокруг Мочулищей… Примерно в 12-00 противник крупными силами пехоты численностью более 2000 человек, вооруженный автоматами и пулеметами, при поддержке артиллерии и минометов начал атаковать передовые порядки частей с целью прорвать их и выйти на шоссе»

Таким образом, данные из наградного листа Д,Чуева полностью соответствуют району боевых действий его подразделения в Минском р-не, что также подтверждается схемой (на скане выше). 5 июля он храбро отражал атаки неприятеля в р-не д. Мачулищи. Путь бригады лежал на запад, через г. Новогрудок, а 13 июля жизнь Дмитрия оборвалась в р-не г. Скидель. Все это подтверждается донесениями безвозвратных потерь, данными из журнала боевых действий (ниже на скане).

 

Рядом с д. Волька есть д. Могилицы. На “Звезду” – пункт охраны полигона к дежурным, летом 2003 оттуда в гости к бойцам приходили местные девушки. В июле 1944 в этом р-не шли боевые действия без участия  5 оиптабр. Моё предположение таково: возможно в искаженном названии д. Мачулищи (как Магулица), с привязкой к дате боя подразделения Чуева под Минском кто-то усмотрел смысл. Например, если обрывочные данные из наградного листа попали каким-то образом к родным, а похоронка затерялась, они могли попробовать найти его могилу исходя из искаженных данных в наградном листе с привязкой к дате боя, подразумевая, что  дата боя это и дата смерти. И вот мы имеем данные: Могилицы – 5 июля 1944 – могила бойцов недалеко от деревни. Далее следует просьба родных к местной власти увековечить имя героя. В общем, налицо недоразумение, при котором имя Дмитрия Федоровича Чуева, уроженца  села Осколково, Алейского района, Алтайского края РФ оказалось дважды выбито на мемориальных плитах в разных областях Беларуси.

Часть 2. Кто покоится в братской могиле севернее д. Волька?

Принимая во внимание, что имя Дмитрия Чуева ложно отображено в паспорте воинского захоронения д. Волька попытаюсь логически установить, кто же может покоиться в братской могиле. Созвонившись с сотрудником  из районного исполкома в г. Ивацевичи, в оперативном режиме специалист Алла Владимировна любезно выслала мне паспорт в/з и фото мемориала на мою электронную почту. Мы договорились о том, что этот материал поможет ей создать объективный паспорт.

На 20 мая 2017 г. в паспорте в/з № 250 значится 5 человек из них 1 офицер, 2 сержанта и 2 солдата. Их данные (как в документе):

  • Мл. л-нт Шишкин В.К. дата гибели 1944г.
  • Сержант Чуев Дмитрий Федорович 1919 – 05.07.1944
  • Сержант Пронин Григорий Степанович 1901 – 11.07.1944, 477 легко артил. полк 22 арт. дивизия. Уроженец Владимировской обл., Вязниковского р-на д. Третьяково.
  • Рядовой Боркарь Иван Семенович, 1924-13.07.1944 143 ГСП 48 ГСД
  • Рядовой Усманов Рузи, 1921 – 1941.

Сравниваем данные с паспортом созданным 25.08.1991. В нем значилось 5 человек из них известных 3. Это (как в документе):

  • Мл. л-нт Шишкин В.К., дата гибели 1941.
  • Сержант Чуев Дмитрий Федорович 1919 – 05.07.1944
  • Рядовой Усманов Рузи, 192о – 1941.

Полное соответствие лишь с данными на Д. Чуева. У Рузи Усманова расхождение в дате рождения на 1 год, у мл. л-та Шишкина В.К. год гибели изменен на 1944. Теперь сравниваем эти данные по результатам поисковых запросов в базе ОБД «Мемориал». Сначала проверим старый паспорт и сделаем выводы.

На мл. л-нта Шишкина данных выявить не удалось. Очень вероятно, что офицер погиб в 1941г. при отступлении здесь частей 4 Армии. Штаб 4 Армии отступал немного севернее Вольки в направлении Слуцка. Выборка по данным Усманов Руз  с натяжкой дает нам основание полагать (учитывая, что имя специфическое, и оно существует), что это может быть Усманов Рузибай, 1920г.р., призван 29.09.1940г. Андижанским ГВК, Узбекистан. По заключению военкома Андижанского ГВК от 20.08.1947 связь прервана с июня 1941, можно считать пропавшим без вести с июля 1941 (пометка карандашем 1.1942). Совпадение есть по дате рождения, Ф.И.О., дате выбытия, году рождения. Это немало, однако, учитывая то, что в базе нет боевых донесений на миллионы погибших и пропавших бойцов РККА данные нельзя привязать однозначно. Исходя из верификации, можно сделать следующий вывод: наиболее достоверным считать захороненными в братской могиле на август 1991г. двух известных бойцов (Шишкин и Усманов) и трех неизвестных.

В современный паспорт добавлены фамилии Пронин и Боркарь. Судя по донесению безвозвратных потерь (скан ниже), части 22 арт. бригады (в ней служил Пронин) двигались по Слуцкому шоссе в направлении Ивацевичи. Потери с 9 по 12 июля несли в н.п. Барановичского района: Тучи, Миловиды, Смольня (перекресток дорог за д. Ямично), и Ивацевичского р-на: Бытень, Коханово и другие. Так бойцы дивизии Пантин, Игнатенко и Глебов похороненные в Смольне увековечены в Миловидах на братской могиле. Их боевые друзья Телятников, Музыкантов, Санзараев, Газнюк – нет. Погибшие в Коханово Горбунов увековечен в Доманово, но нет с ним Короваева и Пирогова. Боец Константинов убит в Бытене, где и увековечен, но нет с ним фамилий Чиркая и Ташмухамедова.

Согласно донесению безвозвратных потерь 22 арт. бригады сержант Пронин был убит и похоронен: Бытенский р-н, д. Чемелы, северо-западнее, 5 км. Увековечен ныне Пронин дважды, как и Чуев, только в этом случае, ошибочные данные вероятнее всего значатся и там и там. Первая могила № 2511 находится в Слонимском р-не д. Костени. Тут ошибка произошла вероятнее всего из-за созвучного Чемелам названия д. Чемеры. Она рядом с деревней Костени, и, якобы оттуда был перезахоронен Пронин, что явно не так. Но и уверенности в том, что Пронина перезахоранивали, как одного из неизвестных, в Вольку у меня тоже нет. Ф.И.О. Пронина в паспортах 90-х фигурирует единожды – в Костенях. Предполагаю, что уже по устоявшейся практике в исполкомах, его Ф.И.О. (сообразно логике места гибели и захоронения д. Чемелы, не принимая во внимание дополнительные координаты 5км. северо-западнее) включили в паспорт могилы № 250, «закрыв» одно неизвестное значение якобы известным. И, возможно, сегодня прах бойца Пронина находится там, где оставался  с изначального места погребения, а именно северо-западнее, 5 км. от д. Чемелы – вблизи д. Добринево. Либо его останки перенесены в ближайшую братскую могилу – например, в д. Доманово. И вот логическая цепочка подводит нас к финалу…

Верифицируем данные на оставшегося в паспорте воина: это Боркарь Иван Семенович. В донесении данные стопроцентно попадают в точку! Умерли в 404 отд. МСБ 48 гв. СД три бойца-украинца 143 гв. СП. Этот полк был во втором эшелоне наступления. Из журнала боевых действий следует, что к 13 июля 1944 г. части 48 гв. СД вплотную приблизились к реке Ясельда, где «благодаря исключительной отваге» пехоты 138 и 146 гв. полков река была форсирована, рубеж обороны противника захвачен в р-не д. Здитово. Ф.И.О. умерших солдат вблизи Вольки:

Головченко Федор Антонович, умер, 12.07.1944, уроженец Днепропетровская обл., Новомосковский р-н, с. Новомосковск.

Боркарь Иван Семенович, 1924г.р., умер 13.07.1944, уроженец Николаевская обл., с. Большая Соленая.

Белый Федор Иосифович, 1896г.р.,  умер 13.07.1944, уроженец Николаевская обл., Варваровский р-н, с. Малая Корениха.

Но и здесь мы сталкиваемся с теми же проблемами. Данных на воинов достаточно – целых три донесения. Проанализировав данные всех трех донесений, проверив, значатся ли они еще где-нибудь, выяснилось следующее: боец Головченко числится в г.п. Телеханы, Ивацевичского р-на, Боркарь в Вольке, а Белый в Телеханах и д. Зосимы, Кобринского р-на. Постараюсь внести ясность. Во всех донесениях указанные бойцы числятся похороненными в «Леснянский р-н, д. Вулька». В книге погребения 404 омсб 48 гв. сд сделано уточнение: «лес, братская могила № 15». К донесению № 49584  от 10.08.1944  упр. 48 гв. сд приложена и схема  местоположения могилы (первый скан снизу), которая однозначно ставит все на места.

Но это же донесения привносит небольшую путаницу в картину. Во всех донесениях, кроме № 49584, смежные Ф.И.О. поименованы захороненными в н.п. Жечица. Это Речица, Березовского района – туда переместился из Вульки медсанбат.  Хотя на схеме в этом донесении озаглавлено, что это Березовский район, Жечица фигурирует в нем в составе Кобринского района. В этом же донесении Белый Ф.И. значится похороненным в Жечице, вопреки логике нахождения 404 ОМСБ в то время в Вульке. Проверил я данные на одного бойца, который похоронен в Речице (и позже, судя по данным паспорта, перезахоронен в г. Береза). Голобурда Петр Акимович, 1901 г.р.  – увековечен в тех же Зосимах и в г. Береза (и это верно), но там он якобы 1918г.р., что очевидная небыль, ибо в паспорте написано, что перезахоронен из Речицы, а такие совпадения мизерны. Таким образом, путаница в донесениях штаба 22 арт. бригады и документов медсанбата дала почву для дальнейшей несуразицы.

Как «попали» Белый с Головченко в Телеханы? Предположения таковы: у обоих в «похоронках» значилось место смерти Волька (Вулька), Леснянский или Ивацевичский район, Барановичской области. Копии «похоронок» в 1960-х годах рассылались военкомами с места рождения солдат по военкоматам места выбытия. Разбираться, какая Вулька или Волька записана в похоронке в военкомате времени нет, поэтому список на увековечение по району мог составляться упрощенно, с этим связано подавляющее количество ошибок, дублей и т.п. Это – одна из причин. Возле Телехан находится деревни с названиями Вулька –Телеханская. Далее по трассе на Ивацевичи – Вулька Обровская. Все на поверхности. Очевидно, в Кобринском районе вблизи д. Зосимы также есть либо Вулька либо Жечица – деревни созвучные с этими названиями. Логики в переносе останков наших трех бойцов из Вольки в Телеханы, или Зосимы не усматривается.

На основании результатов этого исследования я делаю следующие выводы:

  • В братской могиле № 250 НЕТ останков бойцов с фамилиями Чуев и Пронин.
  • В братскую могилу № 250 с мест первичных захоронений перезахоронили трех бойцов, которые значились как три неизвестных бойца, и двух воинов погибших в 1941г., как это отмечено в старом паспорте: мл. лейтенанта Шишкина и рядового Усманова.
  • Если исходить из того, что всего бойцов было перезахоронено 5, сегодня паспорт воинского захоронения, на мой взгляд, должен выглядеть так:

1)      мл. л-нт Шишкин В.К. дата гибели 1941г.

2)      красноармеец Усманов Рузи, 1921 – 1941.

4)      гв. рядовой Боркарь Иван Семенович, 1924 – 13.07.1944

5)      гв. рядовой Белый Федор Иосифович, 1896 – 13.07.1944

6)       гв. сержант Головченко Федор Антонович, неизв. – 12.07.1944

Надеюсь, что это исследование поможет сотрудникам исполкомов найти верное решение при создании паспортов воинских захоронений, т.к. обозначенные проблемы решаются только комплексно, а родственникам бойцов показать новые пути по поиску и уточнению судьбы своих близких.

Р.S. Все приложения взяты с сайтов ОБД Мемориал, Подвиг и Память Народа и газеты «Гродненская Правда» за 22.02.1994 г.

Поисковик-исследователь Дмитрий Бриштен

Сайт военной археологии “Рубон”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

01 августа 2019 11:06

В Ивацевичском районе подняли из болота самолет времен войны и останки летчика

В Ивацевичском районе поисковики подняли на поверхность фрагменты советского бомбардировщика и останки летчика, сообщил руководитель историко-патриотическо-технического отряда "Авиапоиск-Брест" Владимир Бухта.

09 июля 2019 11:25

В Гута-Михалине Ивацевичского района почтили память партизан

6 июля 2019 г. в урочище Гута-Михалин Квасевичского сельсовета состоялся митинг-реквием, посвященный 75-летию освобождения Ивацевичского района от немецко-фашистских захватчиков.

24 июня 2019 10:14

В Ивацевичском районе перезахоронили летчика, погибшего во время войны

В горпоселке Телеханы Ивацевичского района с воинскими почестями перезахоронили останки погибшего в первые дни Великой Отечественной войны летчика. Стрелок-радист бомбардировщика Ил-4 Карп Платонович Вовк, уроженец Полтавской области Украины, обрел последний приют в братской могиле советских воинов и партизан, погибших в годы войны.

29 мая 2019 11:04

Как в Ивацевичском районе реконструируют события партизанской борьбы

Нет в Беларуси лесов, в которых во время Великой Отечественной не было бы партизан. Только память об этом с каждым годом становится более тусклой.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: